Conductor Herbert von Karajan - 1982
Orchestra - Wiener Philharmoniker
Chorus - Wiener Staatsoper
Falstaff - Giuseppe Taddei
Fenton - Francisco Araiza
Ford - Rolando Panerai
Dr. Cajus - Piero De Palma
Bardolfo - Heinz Zednik
Pistola - Federico Davià
Alice Ford - Raina Kabaivanska
Nannetta - Janet Perry
Meg Page - Trudeliese Schmidt
Mistress Quickly - Christa Ludwig
За видеокассету большущее спасибо
Кактусу

!
читать дальшеВерди - мой любимый композитор, абсолютно. Естественно, некоторые его оперы люблю больше, другие меньше. Но ни одна не воспринимается с таким трудом, как "Фальстаф". Отчасти, быть может, из-за комедийности (чувство юмора у меня довольно слабое), отчасти из-за малой привлекательности главного героя
, но основная неувязка - музыка. В музыке я просто не могу без особенных, сильных мелодий и "ритмомелодий", которые сразу или не с первого раза, но быстро "прорезают душу". Если в опере есть все, но нет таких мелодий, я ее не могу полюбить. И наоборот, бредовый сюжет и прочие несуразности отступают на второй план, если мелодии по-настоящему цепляют. В этом плане Верди - настоящий бог. Совершенно невозможно понять, откуда, из каких нереальных сфер он брал свои мелодии... они вызывают трепет. Не все, конечно, но огромное множество. Практически в каждой его опере есть несколько таких мотивов, от которых при первой же ноте меня начинает плющить и колбасить .
В "Фальстафе" - да, тоже есть такая мелодия. Но ровно одна. Одна-единственная короткая фраза тенора, второстепенного персонажа, лирического влюбленного юнца. Повторяется она по всей опере раза три, плюс в ариозо тенора дается некоторый "приквел" к ней, красивый, но не настолько же действенный. Да, Верди свойствен такой фокус - отчаянная краткость его "главных" мелодий, намеренная скупость их показа и развития. Обычно развитие даже не происходит, а возникает еще новая мелодия, прекраснее прежней. "А вот фиг вам, хотите еще это услышать - придете в другой раз, и в пятый, и в сотый, а сейчас пооблизывайтесь" - словно говорит вредный старикан-композитор
. И достигает того эффекта, что такие коротюсенькие мотивы не надоедают, ими не становишься сыт.
Фраза Фентона Bocca baciata non perde ventura, вдруг выплывающая среди непрерывной трескотни кумушек, пьяниц и туповатых буржуа - выкручивает мозг своим совершенно неуместным в таком контексте волшебством. Но одна фраза на целую оперу - это безбожно мало. Остальное, как написал кто-то на Амазоне - сплошной непрерывный речитатив. Мелодии иногда проскакивают молниеносно, но они все не такие, чтобы падать в обморок... Все треск, чириканье, блеянье, рявк, дразнилки и издевательства. Я не получаю удовольствия от музыки, просто терплю ее ради красивой постановки и хорошей игры певцов.
Верди захотел под конец сделать что-то совсем новаторское, и сделал этакий фантастический веризм, но по мне, лучше бы ему оставаться в своем вердизме.
Что до постановки Венской оперы, то она, думаю, эталонная. Придраться практически не к чему. Таддей в роли Фальстафа - это сам воплощенный Фальстаф и есть. Это его роль до мозга костей. Причем он не буффонит преувеличенно. Обаятелен до невозможности, хитер и забавен. Все прочие персонажи соответствуют ролям просто отлично. Только Кабайванска - Аличе мне не особо нравится, она довольно стервозна (как и в других операх). Криста Людвиг - Квикли очаровательно-уютна. Панераи - симпатично-глуповатый Форд, трогательный. Арайса и Перри за юных любовников - хороши. И особый бонус - Хайнц Зедник в роли Бардольфа! Этот тенор-компримарий мне очень нравится не только здесь, но и в "Шенье" - он класснейший комический актер и голос у него приятный и узнаваемый. Не знаю, почему Караяна ругают за эту постановку, в дирижировании не разбираюсь - по-моему, он хорош.Смотрела не первый раз, конечно, но на
атчед только сейчас сподобилась

.